Как строил лодку  

(Лодка в гараже занимает места не много...)
За основу взял конструкцию лодки «Джонбот», а конкретнее – мотолодки «Таймень» из популярного «Справочника по катерам лодкам и моторам». Габариты выбрал исходя из имеющихся материалов. Длина 3,9м. Ширина 1,2м. Заказал сосновые строганные рейки (прямослойные и без сучков) Сечение 30х30мм - для скулового бруса и привального бруса; 40х20мм - для бортового и днищевых стрингеров; 50х20мм – для шпангоутов. Как видите сечение выбрано с большим запасом. Имелась водостойкая фанера толщиной 10мм – для обшивки бортов и изготовления наборного транца. (куски 1500х450мм) Два листа титана толщиной 1мм размерами 2000х1000мм Оксидированные шурупы (в большом количестве и разной длины) Болты М6 для стягивания косынок из оцинкованного железа при сборе шпангоутов. Эпоксидный клей (около 1 кг).
Сделал чертежи в масштабе 1:10 для общей компоновки, 1:5 – для деталировки и 1:1 для шпангоутов и транца. Подъем днища к носу спроектировал более плавный, чем у «Тайменя». Нос лодки – из бруса 1050х180х100 7 шпангоутов с шагом установки 480мм (5 из них абсолютно одинаковые) Киля нет. Вместо него 5 днищевых стрингеров. Ведь лодка будет эксплуатироваться в условиях каменистого мелководья наших северных рек. Для уменьшения ходового дифферента на участке между последним шпангоутом и транцем выполнен подпорный клин 30 мм. (благодаря ему лодка глиссирует даже на скорости 15-16 км/час) (сын, посмотрев на чертежи, сказал – не сделаешь) Сделать лодку стало для меня честью перед сыном.
Сначала из толстых досок изготовил стапель. На нем закрепил шпангоуты, транец и носовой брус. (боковые рейки шпангоутов изготавливались длиннее на 100мм и замыкались вспомогательной рейкой, которая и фиксировалась в пропилы стапеля) Так строил лодку мой отец (когда мне было всего 10-11 лет). В первую очередь вклеил продольный набор и обшил борта. После чего отделил лодку от стапеля. Борта из фанеры сразу придали лодке большую прочность. Далее разметил листы титана (более 500 отверстий оформлено под «потай» для крепления шурупами на эпоксидном клею). Перед креплением листов титана на продольный и поперечный набор уложил ленты из синтетической ткани пропитанные краской. Конечно шурупы закручивал электрической дрелью на малых оборотах. Скулы защитил по всей длине алюминиевым уголком. Как бывший маркшейдер все детали и элементы вымерил и изготовил с точностью 1мм! Лодка строилась в гараже. И ее приходилось каждый день поднимать с стене. Работал вечерами после трудового дня и по выходным (конечно не в ущерб семье) Поэтому времени ушло много.
Хронология изготовления: Зимой мне изготовили рейки. Весной был готов поперечный набор, а к концу лета лодка была готова, но первое испытание (спуск на воду) был произведен в июне следующего года. Скорость с минимальной нагрузкой «Ветерок-12» - 32 км/час
А на следующий год у меня была готова водометная приставка для "Ветерка"
Сделал ее без вмешательства в конструкцию подводной части. Был проточен винт до диаметра 155мм. Из трубы изготовлен корпус, цилиндрическое сопло с расширяющимися лопатками спрямляющего аппарата. И наклонный водозаборник из железа 1мм толшиной, закрытый решеткой. Все это крепилось 6 болтами к антикавитационной плите мотора...
Получилась скорость с минимальная нагрузкой и водометной приставкой – 26 км/час. 2 пассажира, 60л. бензина, снаряжение на 4 дня – 18-20 км/час Скорость замерялась GPS Garmin-eTrex
В дальнейшем участок возле транца был доработан. Для подъема воды к водомету был изготовлен тоннель общей высотой 90 мм. Для чего участок обшивки был надрезан по ширине участка между 3-ми средними стрингерами. В транце выпилен прямоугольник высотой 90 мм и центральный стрингер распарен и подогнут на 90 мм выше. Далее из реек и 10 мм фанеры изготовлены борта тоннеля. Все герметизировано резино-битумной мастикой. В продолжение тоннеля прикреплен кусок транспортерной ленты, который предотвращает брызгообразование и уменьшает прорыв воздуха к водозаборнику водометной приставки.

Далее новый проект…
На эту лодку сконструирован аэродвижитель Купил мотор Ниссан Марч (MA10S) 1л – 52л.с. (35 л.с. при 3600об/мин)
Испльзую 92-й бензин...
Винт деревянный 1.4м диаметром Тяга 100-110 кг (при 35 л.с.)
(был изготовлен в молодости для аэросаней с мотором "Иж планета-Спорт" )
Винт расчитывал по упрощенной методике из журнала "Моделист-конструктор"
В последствии написал для этого расчета программу на Excel
Программа позволяет строить и распечатывать сечения профилей, проводить ряд наглядных "экспериментов"
Сравнивая результаты с другими методиками, определил, что метод из МК процентов на 5 завышает тягу....
Желающие могут СКАЧАТЬ здесь...
С передаточным отношением 1: 1,3 двигатель раскручивает винт только до 3000 об/мин (3900 - коленвала)
Так было и задумано - работать на средних оборотах (максимального крутящего момента - минимального расхода топлива)
Передача на винт - 3-мя клиновыми ремнями от автобуса ПАЗ... (предварительно произвел расчеты и получил их необходимое количество - 3)

А сейчас про испытание аэроглиссера...

 


Двигатель установлен на лодку, вал пропеллера отцентрирован (мой оператор - Билайн... шутка)
 


Вот он первый запуск... Вибрации нет - пропеллер отбалансирован качественно.
 


Для перевозки пришлось сконструировать и изготовить трейлер. Первый спуск на воду...
 


Прогрев двигателя у берега... Воздушный руль - 600 х 400мм (в воде поворотная пластина 200 х 200мм)
 


Скорость 42 км/час... Не много, но впечатляет...
но экономный режим - 35 км/час

6-7 сентября прошли испытания аэроглиссера на мелководной реке Чиримбе... (глубина на плесах 30 -40 см, на перекатах 5-10 см)
Перекаты проходились "ходом" на скорости 30км/час Пройдено вверх 27 км за 1,5 часа (израсходовано на подъем 7 литров бензина, на спуск - 5литров)
Путешествие затевалось с целью сделать фотосессию скалистой гряды "Тактыр"... Было сделано... 107 фотографий.
Фотоотчет ЗДЕСЬ ...
Всего успел в сезоне 2006 года пройти на аэроглиссере 170 км
Клиновые ремни практически не растянулись (подтянул 2 нитки резьбы шага 1мм)
Задача на зиму - удлиннить лодку на 900мм и облегчить винтомоторную установку на 20 кг...
(возможность есть :-))
А сейчас о том, как идет модернизация винтомоторной установки:
В начале ноября перебрал мотор. Установил новые вкладыши, упорные полукольца, новый комплект поршневых колец...
Естественно новую прокладку головки и отрегулировал зазоры клапанов
Разработал чертежи вала пропеллера. Заказал токарю несколько деталей и 27.11.2006 все собрал
Вот что получилось:  


 


После проточки маховика он естественно стал не балансированным... :-((
Но зато "похудел" почти на 3 кг... Компьютерные технологии и тут помогли
Балансировку делал на шпинделе от HDD ("винчестере"). Сначала определил самую тяжелую точку
потом уравновесил ее с противоположной стороны пластелином и взвесив его, определил "скоко" нужно высверлить...


На фото видна разметка и "шпиндель" в центре маховика

Модернизировал генератор (в нем оказался поврежденным диодный мост - перегрет)
Изучил тему и изготовил полностью самодельный мост, установив в него диоды Шоттки
с маленьким падением напряжения и током 30-40А. Смотрите, что получилось...


Мощный диод Шоттки в выпрямителе...


А это диодный мост в сборе...

А дальше стал смотреть тему регуляторов напряжения и случайно нашел одну фотографию
об использовании ДМОП транзисторов (Это транзисторы со сверх малым сопротивлением перехода)
они коммутируют токи 60 - 100 ампер при габаритах КТ819...КТ829 и вообще не нагреваются...
Купил я РН 54.3702 (от "восьмерки") раскурочил его. Выкусил и выкинул КТ829А
а вместо него поставил СЕР7060... вот что получилось...


Испытал регулятор, раскручивая генератор эл.дрелью... Падение напряжения на переходе
составило всего 0,1В. ток обмотки возбуждения на 10% выше... Ток зарядки на "холостых" оборотах больше.
(испытание проводил на сильно разряженном аккумуляторе 75Ач...на 850об/мин (коленвала пересчитанные)
ток зарядки был 5,5А (со штатным РР -5А). На заряженном аккумуляторе напряжение держит 13,8В (0,8А)

В дальнейших планах - изготовление электронного транзисторного зажигания и "приборной панели"
(Тахометр - от Тойоты и термометр штатный с мотора MA10S)
Нашел и испытал простую схему коммутатора... осталось "перебрать" все в корпус...


На главную

к рассказам

Есть вопросы -напишите мне

Hosted by uCoz